С наступлением …

С наступлением цифровой эры художники все чаще меняют в своем творчестве средства художественной выразительности. Подобное произошло и с Гелой Цуладзе, художником, несколько десятилетий работавшим как живописец, а теперь исследующим возможности видео, музыки и инсталляции.

get_imgС наступлением цифровой эры художники все чаще меняют в своем творчестве средства художественной выразительности. Подобное произошло и с Гелой Цуладзе, художником, несколько десятилетий работавшим как живописец, а теперь исследующим возможности видео, музыки и инсталляции. Выставка в Московском музее современного искусства (галерея «Зураб») представляла опыт гипнотического воздействия: она была посвящена отцу художника, Сергею Цуладзе, блестящему психоаналитику, организатору первого междуна-родного симпозиума психоаналитиков Советского Союза 1978 году. Гела Цуладзе, несомненно, обязан своим художественным прозрением отцу. Когда ему было 10 лет, отец попросил сына нарисовать черную точку на потолке в своем кабинете, над кушеткой, где он проводил со своими пациентами сеансы гипноза. Тогда мальчик не придал этому значения, не подозревая, насколько впоследствии этот случай повлияет на его восприятия реальности и себя самого. В 1977 году Гела поступает в Академию художеств в

Тбилиси и затем продолжает учебу в Париже, сначала в Академии прикладного искусства (с 1980–1983), а потом в Парижской академии художеств, (1983–1985). Но если техника и художественные навыки формируются в стенах академии, то то, что оставляет глубокий отпечаток на творчестве, часто приходит извне. Несколько имен особенно ярко выделяются в ряду его кумиров: Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Нико Пиросмани, Матисс, Миро, Пикассо и, конечно же, Сергей Параджанов, с которым Гела был дружен и чей фильм «Цвет граната» так сильно повлиял на него.В Париже молодой художник знакомится с Кристианом Болтанским и в течение нескольких лет работает у него ассистентом. Гела отходит от классицизма и начинает рисовать на больших форматах на полу, на бумаге и газетах. Именно тогда он вспоминает о той черной точке, которую нари- совал над кушеткой в кабинете отца. Он очень много работает, показывая свои произведения Болтанскому. Гела оставляет учебу в Академии художеств и присоединяется к свободным художникам одного из первых сквотов 19-го района Парижа «Набережная Сены». Там он работает в мастерской с Реми Бланшаром и Винсеном Скали. Он напишет картину «Горящий дом» за несколько дней до того, как их собственную мастерскую охватит пламя. Все их работы погибли. Кто-нибудь сказал бы, что это воля случая, но мы склонны полагать, что это влияние той самой «черной точки». С 1986 по 1991 год Гела живет и работает в «Хижине милосердия», принадлежавшей художнику Мишелю Бартело. Это уникальное пространство площадью четыре тысячи квадратных метров, впоследствии превратится в Музей современного искусства Барселоны. Затем следует отъезд в Нью-Йорк и работа в культовом Челси-отеле. Здесь он приступает к работе над серией «Daily Bags». В 1998-м художник возвращается в Париж, регулярно посещая Грузию, где работает с молодыми художниками. Он начинает сни мать свои первые короткометражные фильмы и создает первые ковры с помощью грузинских мастеров по ковроткачеству. Наступает 2003 год – год грузинской «революции роз». Шеварднадзе покидает пост президента, и на выборах побеждает Саакашвили. Гела предлагает новый вариант грузинского флага, где кресты заменены на сердца как символ любви и надежды… Затем Гела начинает видеопроект «ТЧК ЗПТ», первая версия кото-рого была представлена на 6-й биеннале современного европей-ского искусства «Нимерикс», проходившей в городе Ним летом 2008 года. «ТЧК ЗПТ» – это 15-минутный фильм, посвящение отцу худож-ника и той самой точке. «ТЧК ЗПТ» – точка и запятая. Точка симво-лизирует остановку, смерть, а запятая – продолжение жизни. Творческие интересы Гелы разнообразны: от живописи на хол-сте до рисунка по стеклу, от ковров до тотемных тронов, от корот-кометражек до музыки… Он опровергает собственные идиомы, сохраняет присущее ему любопытство. У художника удивительное ощущение пространства. Как сказал об этом Винсент Скали, «это что-то вроде шестого чувства, дающего ему возможность так ори-ентироваться в пространстве, что рука его перемещается по хол-сту, в любой момент точно зная, куда она направляется».

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s